Главная / ПсихологияВеликие психотерапевты → Лекция 1. Психоанализ Фрейда

Зигмунд Фрейд — человек и пароход
годы жизни: 06.05.1856 - 23.09.1939

При упоминании имени Фрейда первое, что обычно приходит людям на ум — это что-то вроде «либидо», «комплекс Эдипа», «анализ снов» и т. п.

Freud

На эту тему исписаны сотни томов текста, а также десятки «дочерних» подходов, использующих «зонтичный бренд» психоанализа или придумывающих собственные наименования, которые делают свой вклад в науку путём многократного умножения концептов в придуманном Фрейдом (изначально довольно простом) базисе ключевых терминов и паттернов.

По Фрейду базис личности задают две трёхчленных «перпендикулярных» системы отсчёта (итого, шесть элементов): сознание-предсознание-бессознательное и ид-эго-суперэго.

Freud topology

Условную схему взаимодействия ид-эго-суперэго часто называют «динамической моделью психики». Условную схему уровней осознания, сознание-предсознание-бессознательное, часто называют «топографической моделью психики».

В принципе, разница между человеком, который что-то слышал о Фрейде и человеком, который что-то понимает о Фрейде, заключается в том, что первый не видел эту картинку, а второй посмотрел и (хотя бы на уровне формального соотношения терминов) понял её. Например, из этой картинки следует, что «эго» имеет бессознательные корни и т. п.

Главная заслуга Фрейда, конечно, в том, что он ввёл в научный оборот и популяризировал концепцию и феномен бессознательного, за что ему большое спасибо. Не стоит путать, однако, метод психоанализа, и конкретные содержательные обобщения (т. е. описания комплексов), которые с помощью этого метода получены.

Описания комплексов — это некие теоретические концепции (к тому же, ограниченные выборкой, к которой Фрейд по своему социально-культурному положению имел доступ). А базовые находки Фрейда лежат в плоскости сугубо практической и абсолютно универсальной.

В работе «Психопатология обыденной жизни» Фрейд наглядно показывает, что в человеческой психике не существует случайностей: то, что сознанием воспринимается как ошибка (оговорка, описка, ошибочное действие, ошибочная мысль), в действительности, является результатом работы многоуровнего «программного кода» функционирования сложных (преимущественно внесознательных) структур психики. В «мозгах» человека нет «генераторов случайных чисел», есть многопоточная среда выполнения комплексных целеориентированных программ.

Аналогично, в работе «Толкование сновидений» Фрейд показывает, что сны являются (опять же, выражаясь современным языком) сложным интерфейсом (само)выражения бессознательного.

Обе работы прекрасно читаются, написаны лёгким популярным языком. В сущности, они и являются развлекательным чтивом — удачной попыткой Фрейда занять некую нишу шоумена определённого жанра в социальном срезе людей определённого статуса.

Метод психоанализа не предполагает статистических доказательств или логики «от противного» сам по себе. Известный односторонний спор «научного методолога» Карла Поппера с Зигмундом Фрейдом, в котором первый упрекает последнего в том, что его учение не соответствует произвольно выбранным первым критериям научности, конечно, тоже является отчасти шоу для самопиара, отчасти троллингом для понимающих. Кто за счёт кого набирал рейтинг в этом споре (односторонность которого, впрочем, частично оправдана и банальным историческим разрывом между активностью двух учёных), конечно, подсказывает реальное соотношение «величин личностей».

К освоению психоанализа можно (и нужно) подходить с лёгкостью, с игровым настроем, без натуги, забыв тот ложный стереотипический образ «психоанализирования», знакомый нам, допустим, по популярным фильмам. Знаменитые лекции Фрейда были, в первую очередь, развлечением для скучающей публики, и описанные далее упражнения тоже являются развлечением. Все упражнения интересней проводить в группах, сравнивая результаты.

Упражнение 1. Выпишите на листок бумаги 20 имён, которые приходят вам в голову первым делом. Затем, к каждому имени коротко запишите несколько (1-3) свободных ассоциаций. Обобщите и резюмируйте наблюдения.

Упражнение 2. Поделите листок бумаги на две части вертикальной линией. Одну часть озаглавьте «+», другую «-». Позвольте приходить на ум словам, обозначающим эмоции. Записывайте положительные эмоции в столбец «+», отрицательные в «-». Обобщите и резюмируйте наблюдения.

Упражнение 3. В течение 5-10 минут коротко фиксируйте на листке бумаги ассоциации, приходящие вам в голову. Обобщите и резюмируйте наблюдения.

Некоторое количество людей забавляет процесс «свободного ассоциирования», некоторых утомляет, некоторые рационализируют причины, чтобы его избежать. В сущности, студенты-психологи в основном относятся к первой категории — можно считать, это своеобразный тест на проф. пригодность наклонность. Программисты часто (здесь связь, впрочем, уже не столь явная) относятся к третьей группе, что можно интерпретировать как некую диссоциацию («разрыв», потенциальный барьер) между бессознательным и предсознанием.

Содержание конкретных ассоциаций глубоко индивидуально и сложно поддаётся обобщению. Однако общие законы, по которым функционирует процесс «ассоциирования», являются абсолютно универсальными и иллюстрируют (являются интерфейсом) для множества плохо осознаваемых психических процессов. Процессов, которые, в сущности, определяют всю нашу жизнь, как «в моменте», так и «стратегически».

Психоанализ послужил вдохновением для ряда оригинальных разработок, некоторые из которых мы рассмотрим в следующих лекциях: транзактный анализ Эрика Берна и коллективное бессознательное Карла Юнга.

Современный подход к «научности» психотерапии будет рассмотрен в дальнейших лекциях.